Неточные совпадения
«Нет. Конечно — нет. Но казалось, что она —
человек другого мира, обладает чем-то крепким, непоколебимым. А она тоже глубоко заражена критицизмом. Гипертрофия критического отношения к жизни, как у всех. У всех книжников, лишенных чувства веры, не охраняющих ничего, кроме права на свободу слова, мысли. Нет, нужны идеи, которые ограничивали бы эту свободу… эту анархию
мышления».
— У нас удивительно много
людей, которые, приняв чужую мысль, не могут, даже как будто боятся проверить ее, внести поправки от себя, а, наоборот, стремятся только выпрямить ее, заострить и вынести за пределы логики, за границы возможного. Вообще мне кажется, что
мышление для русского
человека — нечто непривычное и даже пугающее, хотя соблазнительное. Это неумение владеть разумом у одних вызывает страх пред ним, вражду к нему, у других — рабское подчинение его игре, — игре, весьма часто развращающей
людей.
— Этому вопросу нет места, Иван. Это — неизбежное столкновение двух привычек мыслить о мире. Привычки эти издревле с нами и совершенно непримиримы, они всегда будут разделять
людей на идеалистов и материалистов. Кто прав? Материализм — проще, практичнее и оптимистичней, идеализм — красив, но бесплоден. Он — аристократичен, требовательней к
человеку. Во всех системах
мышления о мире скрыты, более или менее искусно, элементы пессимизма; в идеализме их больше, чем в системе, противостоящей ему.
У нас нет
людей, осудивших себя на тревогу независимой работы
мышления.
Клим Иванович не любил эти мысли и остерегался останавливаться на них, чувствуя, что они могут подчинить его так же, как подчиняет
людей всякое программное
мышление.
— Старообрядцы очень зашевелились. Похоже, что у нас будет две церкви: одна — лает, другая — подвывает! Бездарные мы
люди по части религиозного
мышления, и церковь у нас бесталанная…
Обиженно подумалось о том, что его обгоняют, заскакивая вперед, мелкие
люди, одержимые страстью проповедовать, поучать, исповедоваться, какие-то пустые
люди, какие-то мыльные пузыри, поверхностно отражающие радужную пестроту
мышления. Он шел, поеживаясь от холода, и думал...
Когда в прошлом философы говорили о врожденных идеях, то, благодаря статическому характеру их
мышления, они плохо выражали истину об активном духе в
человеке и человеческом познании.
Оригинальность современного коллективизма заключается лишь в том, что он хочет произвести универсальную, всеобщую коллективную совесть, мнение,
мышление и оценку
людей, а не проявление разнообразных группировок.
Бывали и все видные протестанты — пастор Бегнер, глава протестантских церквей Франции, профессор Лесерер, ортодоксальный кальвинист, единственный, кажется, ортодоксальный кальвинист, который и по своей внешности, и по своему
мышлению производил впечатление
человека, уцелевшего от 16 века; Вильфред Моно, представитель религиозно и социально радикального течения в протестантизме.
Любящий (Бог) не может существовать без любимого (
человека) — об этом невозможно мыслить в рациональных понятиях, на этом нельзя построить рациональной онтологии, мыслить можно лишь символически, и символическое
мышление может означать лишь приближение к Тайне.
И вместе с тем я чувствовал, что в моем
мышлении есть что-то вполне русское и что многое в нем чуждо и мало понятно западным
людям.
Я много раз пытался понять и осмыслить процесс своего
мышления и познания, хотя я не принадлежу к
людям рефлексии над собой.
Я изучал западное
мышление не только по книгам, но и по общению с живыми
людьми.
Мое
мышление не уединенное, общение, столкновение с
людьми возбуждало и обостряло мою мысль.
Но
мышление его оставалось социальным, у него не было психологии и не было метафизической глубины
человека в его антропологии.
Он пишет в статье «Реалисты»: «Конечная цель всего нашего
мышления и всей деятельности каждого честного
человека все-таки состоит в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых
людях; вне этого вопроса нет решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать».
В познавательном восприятии видимых вещей, в доказательствах, в дискурсивном
мышлении как бы теряется свобода
человека, она не нужна уже.
Мы уже имели случай заметить, что одна из отличительных черт таланта Островского состоит в уменье заглянуть в самую глубь души
человека и подметить не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его
мышления, самое зарождение его желаний.
Она отяжеляет
человека, сообщает его действиям сонливость, его
мышлению — вялость.
Словом, мистики признают, что все великие идеи — чудо, озаряющее головы
людей, по преимуществу наклонных к созерцательному
мышлению.
— Вы мыслящий и вдумчивый
человек. При всякой обстановке вы можете находить успокоение в самом себе. Свободное и глубокое
мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира — вот два блага, выше которых никогда не знал
человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных.
Я не буду говорить о том, что основные понятия, из которых выводится у Гегеля определение прекрасного], теперь уже признаны не выдерживающими критики; не буду говорить и о том, что прекрасное [у Гегеля] является только «призраком», проистекающим от непроницательности взгляда, не просветленного философским
мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи в отдельном предмете, так что [по системе Гегеля] чем выше развито
мышление, тем более исчезает перед ним прекрасное, и, наконец, для вполне развитого
мышления есть только истинное, а прекрасного нет; не буду опровергать этого фактом, что на самом деле развитие
мышления в
человеке нисколько не разрушает в нем эстетического чувства: все это уже было высказано много раз.
Культурный
человек вообще есть личность, в значительной степени пользующаяся досугом, имеющая более или менее отчетливые представления о комфорте и жизненных удобствах, охотно делающая экскурсии в область эстетики и спекулятивного
мышления, но очень редко обладающая прикладными знаниями, то есть тем именно орудием, которое более всего необходимо, чтоб быть деятелем-земледельцем.
Примирение науки — снова начатая борьба, достигающая примирения в практических областях; примирение науки — в
мышлении, но «
человек не токмо мыслящее, но и действующее существо» [Это сказал Гёте; Гегель в «Пропедевтике» (том XVIII, § 63) говорит: «Слово не есть еще деяние, которое выше речи».
Люди мысли присутствовали при великой драме, переходя из одной эры в другую; недаром они важно разошлись с глубокой и торжественной думой: плод этой думы развился на дереве всего прошедшего
мышления.
Деяние отвлеченного разума —
мышление, уничтожающее личность;
человек бесконечен в нем, но теряет себя; он вечен в мысли, но он — не он; деяние отвлеченного сердца — частный поступок, не имеющий возможности раскрыться во всеобщее; в сердце
человек у себя — но преходящ.
Если некогда
людям показалось возмутительно принять безусловное за субстанцию, то долею основа этого отвращения лежала в инстинктуальном прозрении, что самопознание потеряно, а не сохранено в субстанции; обратное воззрение, останавливающее
мышление как
мышление, всеобщее как таковое, есть опять безразличная, неподвижная субстанциальность.
Степенная, глубоко чувствующая и созерцающая Германия определила себе
человека как
мышление, науку признала целью и нравственную свободу поняла только как внутреннее начало.
По нашему мнению, совершенство
мышления зависит непременно от обилия и качества данных, находящихся в голове
человека, и разделять эти две вещи довольно трудно, особенно когда понимать под знанием не поверхностное, внешнее сведение о факте, а внутреннее, серьезное проникновение им, — как и понимает сам г. Жеребцов.
Но разделяющие знание от
мышления говорят, что не все
люди одарены одинаковой способностью комбинировать те данные, которые им представляются, и что отсюда-то и происходит разнообразие выводов, какие делаются различными
людьми об одних и тех же предметах.
Но для него ничего не значит поставить
мышление и знание в совершеннейшей отдельности друг от друга, — не только в отдельном
человеке, но даже и в целом народе.
Здесь еще видна некоторая уклончивость; тон этого стихотворения напоминает тон русского мужичка, когда он с лукавым простодушием говорит: «Где нам!.. Мы
люди темные». Кольцов в этих стихах как будто бы хочет сказать, что он и приниматься не хочет за рассуждения, что он и знать не хочет вопросов, над которыми
люди трудятся. Тут еще видно пренебрежение вообще к
мышлению философскому.
Я не покушаюсь на ваш научный авторитет и уверен, что вы согласитесь со мною, как
люди, привыкшие к добросовестному научному
мышлению.
Эта задача европейской науки и культуры была неведома Востоку; только с прошлого столетия наиболее чуткие
люди стран Азии начали принимать великий научный опыт Европы, ее методы
мышления и формы жизнедеятельности.
Только
люди очень самолюбивые и недостаточно следившие за процессом
мышления могут в каждой своей мысли видеть свою исключительную собственность.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для
человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия:
мышление мышления — само абсолютное, единое в бытии и сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «понятию».
Конечно, для философии религия должна казаться ниже ее, как не-философия, но эта, так сказать, профессиональная оценка ничего не изменяет в иерархическом положении религии, которая имеет дело со всем
человеком, а не с одной только его стороной, и есть жизненное отношение к божественному миру, а не одно только
мышление о нем.
Господь Иисус есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как Бог, в абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный
Человек, обладающий всей полнотой тварного, мирового бытия, воистину мирочеловек, — само относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным
мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
Интеллектуалистически истолковывая религию, Гегель берет ее лишь как вид
мышления, как плохое, недостаточное философствование, и в этом качестве, конечно, отводит ей низшее место за то, что она сознает истину лишь в виде «представления», т. е. дуалистического противопоставления субъекта и объекта,
человека и божества.
Гипотеза последовательного номинализма, по которой общие понятия рассматривались бы как человеческая выдумка, условное соглашение, измышленная кличка, ухищрения отдельных
людей, делала бы совершенно непонятной эту значимость понятий, она атомизирует
мышление и оказывается бессильной при объяснении факта науки.
С. 306).], и так как
мышление свойственно только
человеку, то ему же свойственна и религия).
С. 116).]
мышление, свойственное безгрешному
человеку.
Чем более
человек заставляет в разумном
мышлении действовать за себя самое дело, отказывается от своей обособленности, относится к себе как к всеобщему сознанию, его разум не ищет своего в смысле особного, и тем менее может он впасть в это противоречие, ибо он, разум, и есть самое дело, дух, божественный дух» (17) [Ср. там же.
Во-вторых, судари мои, наше
мышление поселяет даже в очень молодых
людях так называемую рассудочность.
— Нет, уж это вы — ах, оставьте! Вы еще не нюхали, как следует, жизни, а вот как поживете с мое, батенька, так и узнаете кузькину мать! Наше
мышление не так невинно, как вы думаете. В практической жизни, в столкновениях с
людьми оно ведет только к ужасам и глупостям. Мне приходилось переживать такие положения, каких я злому татарину не пожелаю.
К
мышлению об обществе, свободном от категорий господства и рабства, неприменимы обычные социологические понятия, оно предполагает отрешенность, негативность в отношении ко всему, на чем покоится общество в царстве кесаря, т. е. в мире объективированном, где
человек становится тоже объектом.
Ужасом пола и энергией половой полярности поражено все существо
человека, его
мышление и его чувства, его творчество и его нравственное сознание не меньше, чем жизнь его организма.
Основная антиномия нашего
мышления о рае в том, что
человек страшно мечтает о рае, о райском блаженстве и вместе с тем боится райского блаженства как скуки, однообразия, неподвижности, конечности.
И трагизм вырастал из того, что Гамлет был личностью, переросшей это древнее верование, и инстинкт мести не был у него целостным, он был
человек раздвоенный, рефлектирующий и этим ослабленный,
мышление уже приобрело слишком большую власть над его жизнью.